Что такое пневмоподвеска

Что такое пневмоподвеска

16/11/2021 0 Автор Лысьев Алексей

С развитием технологий в этом мире, люди постоянно улучшают подвеску, делая упор на комфорте. Одной из таких вариантов подвесок для автомобилей является пневматическая подвеска и гидропневматическая подвеска. Как же они устроены и что такого особенного в этом типе подвески для автомобилей.

Пневматическая подвеска – это такая подвеска, в упругих элементах которой используется сжатый газ, сухой азот или просто воздух. Пневматическая подвеска колес основана на амортизации резиновых, а иногда и металлических баллонов с воздухом под высоким давлением. Имеет возможность регулирования дорожного просвета при помощи подкачки баллонов компрессором. Широко распространена на автобусах и грузовиках, реже на легковых автомобилях. С помощью пневматической подвески можно очень точно регулировать клиренс автомобиля, поднимать и опускать кузов относительно колес за счет упругих элементов с воздухом.

Когда появилась пневмоподвеска на автомобиле?

Пневматические системы существуют примерно столько же, сколько и сами автомобили. Первоначально задуманные для того, чтобы перевозить тяжелые грузы с относительным комфортом, есть примеры еще в начале 1900-х годов. Различные комплекты продавались с 1920-х годов, и в 30-х и 40-х годах они стали чрезвычайно популярными среди американских бутлегеров, торговцев контрабандным алкоголем за поддержание дорожного просвета с багажником, полным самогона. Также пневмоподвеска была популярна в дрэг-рейсинге и NASCAR в 1950-х годах.

Самый первый популярный автомобиль с пневматической подвеской был Citroen DS 19. Он был выпущен в 1955 году. На этом Ситроене были установлены на все колеса телескопические поршневые пневморессоры, своего рода пневмоподушки. Также был еще один серийный автомобиль с пневмоподвеской – это Cadillac Eldorado 1957 года. На него также устанавливались пневморессоры, но эти рессоры были уже из резиново-кордных оболочек. Компания Mercedes также подхватила такую особенность и на Mercedes-Benz 300SE 1961 года поставили такую же подвеску как на Кадиллаке. Это был последний автомобиль где устанавливался такой тип подвески.

Настоящая подвеска на пневмоподушках возродилась совсем недавно, вместе с развитием электронных систем управления автомобилем. Ведь для управления пневмоподушкой нужен электронный блок управления.

Ничто не изменило тюнинг индустрию за последнее десятилетие так сильно, как появление потрясающих комплектов пневмоподвески. В США даже зародилась целое культурное движение, которое занимается тюнингом автомобилей и установкой в них пневмоподвесок, которые регулируются вручную. Такие машины называются Lowrider. 

Lowrider – это так называемые танцующие автомобили, имеющий ряд отличительных особенностей, прежде всего это очень низкий клиренс. Они буквально лежат днищем на асфальте. Машина лоурайдер создается с целью произвести впечатление на окружающих, добиться запоминающегося внешнего вида. Обычно это делают в ущерб ходовым характеристикам автомобиля.  

Принцип работы пневмоподвески

Принцип работы пневмоподвески

Что поднимает пневмоподушку? Пневмопушка поднимается за счет подачи воздуха внутрь. Чем больше давления воздуха, тем более упругой становится подвеска. Нужный уровень давления в пневмоподушке регулируются специальными датчиками и электроникой. За счет сети автомобиля, компрессор нагнетает воздух в пневмоэлемент. Также имеется специальный ресивер, для сбрасывания воздуха или наоборот для заполнения подушки, чтобы каждый раз не приходилось гонять воздух компрессором. Воздушный ресивер предназначен для осуществления регулировок клиренса в малых пределах, без участия компрессора. Также за счет ресивера достигается быстрая и адекватная работа адаптивных подвесок. Адаптивная пневмоподвеска позволяет максимально снижать центр тяжести автомобиля, за счет чего достигается лучшая управляемость и аэродинамика.

По своей сути, самостоятельной подвеской пневма не является, потому что её встраивают в уже имеющийся тип подвески: в mcpherson, в рессору или в многорычажную подвеску. Везде можно установить пневмоэлемент и назвать это пневмоподвеской. Но и здесь не все так просто.

Виды пневмоподвески

Систем пневмоподвесок бывает несколько видов:

Одноконтурная – это когда установлена на одну ось. Например, на заднюю и просто накачивается или откачивается воздух под давление в зависимости от того, насколько нагружен автомобиль, настолько и делается упругой пневмоподвеска.

Двухконтурная – это когда пневмоподвеска установлена на две оси. Недостаток её заключается в том, что двухконтурная система может усилить крен кузова при повороте, потому что загруженная внутренняя подушка будет передавать воздух незагруженной. Откровенно говоря, двухконтурные системы не всегда наиболее практичны в мощных автомобилях и в повседневном вождении… хотя, если вы строите хот-род на четверть мили, они все равно могут быть полезны.

4-х контурная – это когда пневмоподвеска установлена на все четыре колеса. Каждое колесо регулируются отдельно. В такой подвеске имеется электронный блок управления. С помощью датчиков регулируется каждое колесо и автомобиль подстраивается в процессе езды. Это самая сложная система пневмоподвески и в настоящее время большинство автомобилей используют именно 4-х контурную систему.

Гидропневматическая подвеска – это подвеска с очень похожей схемой работы. Только вместо воздуха, в гидропневмоэлементы закачивается жидкость. В отличии от пневматической, гидравлическая подвеска является «закрытой» системой, в которой используется определенное количество жидкости, перекачиваемой под чрезвычайно высоким давлением из герметичного резервуара к гидроцилиндрам на каждом колесе.

Примеры современных систем пневмоподвесок

На дорогих внедорожниках и кроссоверах используется активная система подрессоривания автомобиля. Она управляет положением осей колес относительно кузова. Такая система уменьшает крен автомобиля.

В Toyota Land Cruiser Prado четвертого поколения J150 имеется система KDSS. Это устройство стабилизации положения кузова, одна из разновидностей гидравлической активной подвески. В такой машине ехать одно удовольствие потому, что вы не чувствуете ям. 

Компания Volkswagen в своей системе ESC, электронного контроля устойчивости, используют три датчика относительно перемещения кузова, два спереди, один сзади и 3 датчика ускорения кузова, также два спереди и один сзади. Исходя из передаваемых данных датчиков, блок управления подвеской задает различные уровни демпфирования. В качестве исполнительного механизма, вместо привычных масляных амортизаторов, используются пневмоэлементы, которые путем изменения давления воздуха адаптируют подвеску к различным дорожным условиям.

В Audi Q7 установлена пневматическая подвеска AAS.  Адаптивная пневмоподвеска позволяет максимально снижать центр тяжести автомобиля, за счет чего достигается лучшая управляемость и аэродинамика.

Плюсы и минусы пневмоподвески

Плюс пневмоподвески в том, что автомобиль очень плавно едет, не расшатывается, не клюет носом во время торможения, не кренится в крутых поворотах и он более устойчив во всех ситуациях.

Минусы пневмоподвески в том, что резиновые элементы, манжеты довольно быстро изнашиваются, особенно на российских дорогах. Также резиновые пневмобаллоны могут изнашиваться от низких температур, зимних реагентов и от того, что постоянно испытывают циклические нагрузки, в результате которых на внешней поверхности появляются продольные трещины. Пневматические стойки требуют более частого обслуживания и не подлежат ремонту при выходе из строя, их нужно менять на новые.

В угоду комфорту, пневмоподвеска дорогая в производстве, очень сложна и менее надежна. Вероятность поломок и отказа пневмы очень высока. Пневмоподвеску нужно часто обслуживать и тщательно следить за ней, чтобы она продолжала вас радовать своим комфортом.

Поделиться