Драг-рейсинг 60-х

Драг-рейсинг 60-х

16/02/2022 0 Автор Лысьев Алексей

В американском драг-рейсинге середины прошлого века главенствующую позицию занимали Гассеры. Ведь популярная в сегодняшние дни Национальная Ассоциация Хот Родинга (NHRA) только зарождалась и еще даже не представила свои самые популярные гоночные классы Super Stock и Stock Eliminator.

Гассеры – радикально модернизированные серийные машины, которые хоть и считались пригодными для использования на дорогах общественного пользования, но в реальности же имели отдалённое отношение к своим гражданским моделям продававшиеся официальными дилерами. Согласно тогда еще весьма скупым требованием регулирующего органа, которым и выступала национальная ассоциация, Гассеры должны были иметь длину, ширину и колесную базу серийных машин на основе которых они были построены. Должны были быть способны самостоятельно заводиться и самое главное, они должны работать на обычном бензине, а не на алкоголе или нитрометане. В Америке бензин принято называть словом «Gas». Этим же словом Ассоциация Хот-Родинга обозначила и гоночный класс в котором выступали Гассеры «GS Class». Внутри класса выступавшие делились на подклассы, куда определялись в зависимости от соотношения объема двигателя к полной массе автомобиля.

Бензиновый класс драгстеров, с середины пятидесятых и вплоть до начала семидесятых, был одним из наиболее популярных в США. А Гассеры, выступавшие в этих соревнованиях, превратились в наиболее доступный способ приобщиться к миру профессионального драг-рейсинга.   

Драг-рейсинг – это вид автогонок, в котором автомобили или мотоциклы соревнуются между собой на прямой и короткой трассе. Чаще всего, длинна трассы составляет 1/4 мили (402 м), но также проводятся заезды на ½ мили (804 м) и 1/8 мили (201 м). Большую популярность драг-рейсинг обрел в США, где такие соревнования проводятся регулярно с начала 1950-х годов. В России драг-рейсинг стал популярен после выхода фильма «Форсаж» в 2001 году, но до 2004 года соревнования были запрещены.

Принципы постройки Гассеров

Поскольку правила предоставляли возможность использования на Гассерах любых двигателей, с любыми модификациями, создатели таких машин делали большой упор на облегчение кузовов и изменение их центра масс. Сами кузова зачастую были копиями серийных, но делались из стеклопластика, а в салоне не оставалось практически ничего от заводского оснащения. Радиаторные решетки заменялись на облегченные, либо вообще выбрасывались, выставляя напоказ небольшой бензобак, обязательно располагавшийся спереди. Двигатель устанавливался как можно ближе к центру машины и как можно выше. Таким способом обеспечивалось уменьшение нагрузки на переднюю ось и увеличение давления на задние колеса, необходимое для лучшего старта во время заезда на четверть мили. Этой же цели служила замена стандартной передней оси на неразрезной рессорный мост, которыми зачастую выступали мосты от пикапов или совсем уж старинных легковых машин. На заднем мосту, для достижения наилучшей стабильности при ускорении на прямой, у правильного Гассера чаще всего использовалась без рессорная подвеска, с лестничными балками, не допускавшая вообще никаких кренов моста относительно кузова. Благодаря всем этим модификациям, Гассеры легко становились на дыбы во время старта и показывали серьезный разгон на четверть мили. К началу 60-х годов, время прохождения четверти мили начало приближаться к 10 секундам, а скорость на выходе из квотера превышала 200 километров в час.

“квотер” (от англ. quarter – четверть). В метрической системе это обозначает 402,33 метра. Есть легенда, что именно такое расстояние было между светофорами в большинстве американских городов.

Выглядели Гассеры весьма и весьма необычно, почти также необычно как драгстеры типа Altered Wheelbas.

Altered Wheelbas
Драгстер типа Altered Wheelbas.

Altered Wheelbas – драгстер, имеющий измененную колёсную базу, выступавший в классе A/FX (Factory Experimental) и в последующем давший жизнь классу Funny Cars.

В отличие от машин Altered Wheelbass, зачастую также оснащавшиеся завышенным передним мостом, классический Гассер всегда должен иметь колесную базу идентичную длине базы заводской модели, на которой этот Гассер построен. Кстати говоря, драгстер типа Altered Wheelbass, благодаря укороченной колесной базе, чаще всего оказывались быстрее классических Гассеров. Популярность которых, к концу 60-х, уже начала угасать под давлением набравших огромную популярность классов Super Stock, Stock Eliminator, а затем и Funny Cars.

Многие пилоты, управлявшие Гассерами начали выступать в самом экстремальном стоковом классе американского драг-рейсинга Factory Experimental (A/FX). В 69-м году официально переименованном в Funny Cars. А гоночный класс «GAS» фактически изжил сам себя и в 73 году был упразднен из состава соревнований Национальная Ассоциация Хот-Родинга (NHRA).

Поделиться