
Насколько важна глубина протектора шины?
28/09/2023 0 Автор 4k-tuningПоверхность автомобильной шины, соприкасающаяся с землей, имеет размер примерно с раскрытую ладонь. Именно в этой точке накапливаются все силы, действующие на автомобиль во время движения, и именно от нее зависит устойчивость автомобиля на дороге. Знание того, как оценить состояние шин, поможет вам обеспечить свою безопасность и избежать потенциально опасных ситуаций.
Самым важным и видимым признаком состояния шин является глубина протектора. По мере износа протектора сцепление с дорогой постепенно снижается, поэтому при обычной езде вы можете не заметить едва уловимых изменений, но здесь необходимо быть постоянно начеку. Изношенный протектор шины может заполниться водой в глубокой луже, вызывая очень опасное явление – аквапланирование. Автомобиль теряет сцепление с дорогой и начинает вяло скользить по поверхности воды. Водитель в такой ситуации полностью теряет контроль над автомобилем.
Однако если вы смотрите автогонки, то можете заметить, что самые быстрые автомобили не имеют протектора на колесах. Значит ли это, что на “лысых” шинах можно ездить так же эффективно? Абсолютно нет – в гоночных автомобилях используется совершенно другой эффект.
Во время гонки поверхность шин нагревается до 100-110 градусов Цельсия, что повышает их эластичность и заставляет буквально прилипать к земле. При таких нагрузках гладкая поверхность шин даже желательна, так как канавки могут ускорить отрыв кусков резины на поворотах.
Глубина протектора – что стоит знать?
Протектор шины отвечает за внешний слой шины, который позволяет ей прочно сидеть на асфальте. У автомобиля весом 1,5 тонны на каждое колесо распределяется давление около 375 килограммов – эта сила пластифицирует поверхность шины и увеличивает площадь контакта с землей. Высота протектора влияет на:
- старт и ускорение автомобиля,
- время и путь торможения,
- скорость реакции автомобиля на действия водителя,
- сцепление на поворотах,
- чувство водителем дороги и сцепление с дорогой.
Насечки на поверхности предназначены для удаления песка, снега и воды из-под колес. Чем больше толщина протектора, тем эффективнее он удаляет эти элементы. На практике наибольшая разница всегда ощущается сразу после замены старых шин на новые – это быстрый способ заметно улучшить большинство характеристик управляемости автомобиля.
В новой шине толщина вырезов составляет от 8 до примерно 10 мм. Зимние шины имеют такую же толщину, что и протектор летней шины, но большую роль играют насечки и размер основных канавок. Минимальный протектор, допустимый на дорогах, составляет 1,6 мм. Однако это предел, до которого никогда не следует доходить.
Индикатор износа протектора
Не все всегда носят с собой измерители глубины протектора шин, поэтому производители придумали простое, но эффективное решение – индикатор критического состояния протектора. Это индикаторы износа шин, известные под аббревиатурой TWI (индикатор износа шин). Шины с индикаторами обычно маркируются символом TWI на краю протектора.
Индикаторы имеют несколько форм:
На летних шинах они расположены на дне основных канавок шины. Это равномерно расположенные шипы высотой 1,6 мм (минимальная разрешенная высота протектора). Когда износ достигает критического уровня, выступы начинают перебивать продольные канавки и становятся хорошо видны.
Некоторые зимние шины имеют более высокие канавки для использования по снегу. Они проявляются быстрее, чем индикаторы критического износа. Это необходимо, поскольку зимние шины должны удалять большое количество снега, а это возможно только благодаря протектору. В некоторых странах такие изношенные шины больше не классифицируются как зимние.
Вместо шипов в шине могут быть слои резины разных ярких цветов. Они проявляются при стирании верхних слоев.
На рынке можно приобрести ряд приспособлений, которые помогут вам вручную оценить состояние протектора. Самые простые из них имеют форму брелоков с метками, которые можно вставить в протектор шины. Это простой и эффективный способ быстро проверить состояние шины. Более продвинутые модели имеют цифровые экраны и снимают показания с точностью до десятых долей миллиметра.
Какова оптимальная глубина протектора?
Принято считать, что летние шины следует заменять, когда они достигают предела в 3 мм, а зимние – 4 мм.
Нет необходимости экономить, пытаясь изнашивать шины сверх рекомендованных значений. Дорожные шины обычно могут безопасно прослужить около 30 000 километров.
Необходимо проверить протектор шины по всей ее ширине. Неравномерный износ может быть сигналом того, что необходимо обратить внимание на другие вещи:
- чрезмерный износ в центральной части шины может указывать на слишком высокое давление воздуха в колесе,
- повышенный износ на боковинах шины указывает на недостаточное давление воздуха,
- неравномерный износ между внутренней и внешней сторонами протектора свидетельствует о плохой геометрии подвески,
- неравномерный износ по всей поверхности шины является признаком плохого схождения колес.
Износ может происходить на внутренней стороне колеса, которая не видна водителю. Если его не заметить, он может нарастать и в крайних случаях привести к срыву шины на дороге.