Полный привод

Полный привод

07/06/2022 0 Автор Лысьев Алексей

В нашем технологичном мире не все люди всегда понимают, как устроено то или иное устройство. Многие водители, покупая внедорожник с шильдиками AWD и 4WD на задней части кузова автомобиля даже не знают, в чем отличие этих полных приводов.

Что такое полный привод и как он устроен у внедорожников?

История.

В конце 80-х годов полноприводный автомобиль был недоступен для обычных граждан. Полноприводные автомобили делали только специализированными для спасателей, геологов, охотников, это были исключительно утилитарные автомобили. Но в последние годы все кардинально изменилось, маркетинг заставил производить полноприводные автомобили для всех желающих.

AMC Eagle

В 1980 годах все же был один автомобиль с полным приводом. Это американский автомобиль среднего класса — AMC Eagle. На автомобиль устанавливался только рядный 6-цилиндровый двигатель, объёмом 4,2 л. Работал он в паре с трёхступенчатой автоматической коробкой передач. Этот автомобиль был первым американским автомобилем с системой постоянного полного привода, классический 4WD (4 wheel drive). Особенность этого автомобиля в том, что он имел межосевой дифференциал — вязкостную муфту, что позволило использовать полный привод постоянно и избежать чрезмерного износа подвески и трансмиссии автомобиля.

Вязкостная муфта (вискомуфта) — это механическое устройство, заполненное вязкой смазкой, обеспечивающее плавную передачу мощности двигателя пропорционально оси с небольшой тягой и прекрасное сцепление на сухой и мокрой дороге. Конструктивно она состоит из множества круглых пластин, имеющих выступы и отверстия, расположенных очень близко друг к другу в герметичном корпусе.

Привод на машинах: AWD и 4WD, что это значит?

AWD привод.

Надпись AWD (All-wheel drive) означает, что привод идет на все колеса и бортовой компьютер сам распределяет мощность в зависимости от того, какое дорожное покрытие и сцепление колес. Усилия распределяются на все колеса благодаря угловым скоростям каждого колеса. На хорошей дороге бортовой компьютер выбирает режим 2WD, то есть привод идет только на переднюю, либо заднюю ось. Как только колеса начинают проскальзывать, либо заднее, либо переднее, бортовой компьютер выбирает режим AWD, подключая полный привод. Как только полный привод подключился, компьютер начинает выбирать, на какую ось ему нужно передавать больше крутящего момента, а на какую меньше. И машина таким умным образом вращает колеса. Минусы такого полного привода AWD (All-wheel drive) это то, что необходимо определять момент, чтобы подключать полный привод на все колеса.

Система All-wheel drive (AWD) чаще всего ставится на кроссоверы, которые большую часть времени ездят по городу.

4WD привод.

4WD (4 wheel drive) привод — это система полного привода на все колеса. Если перевести дословно, то это привод на 4 колеса. 4WD делится на две системы привода: Part-Time 4WD (частичный полный привод или подключаемый полный привод) и Full-Time 4WD (постоянный полный привод).

Система Part-Time 4WD — это когда водитель сам выбирает привод, переключая раздаточную коробку. В раздатке имеются режимы 2WD, 4WD повышенная и 4WD пониженная. То есть, дополнительно в коробке передач имеется ряд шестерен пониженных передач. Такая система не подразумевает постоянно включенного полного привода. Водитель обычно использует только 2WD, потому что 4WD можно включать только в грязи или песке, на сухом асфальте этого делать нельзя. Это может привести к поломке механизмов дифференциала карданного вала полуосей. На самом деле это еще и сделано из соображений экономии топлива и безопасности. У вас есть возможность включать полный привод на короткое время, а не использовать его постоянно.

В Part-Time 4WD режимы полного привода пониженных передач нужны, чтобы ездить по песку и рыхлому снегу или по лесу, где раскисли дороги, и они скользкие. Поэтому систему part-time 4WD выбирают те, кто чаще всего ездит по городу, но когда сталкиваются с бездорожьем, у них есть секретные приспособления в виде подключаемого полного привода пониженных передач. Недостаток временно подключаемого привода в том, что передний мост нужно отключать. На дороге с твердым покрытием работает только задний привод, ну или только передний привод.

Подключаемая вручную система полного привода достаточно неудобная, ведь нужно самому знать, когда именно нужно ее включать. Поэтому такую систему Part-Time 4WD ставят только на специально предназначенные для бездорожья внедорожниках: таких как Jeep Wrangler, Nissan Xterra, Toyota 4Runner и FJ Cruiser. Где водитель знает, что он делает и понимает, как устроен привод.

Система Full-Time 4WD — это тот же самый полный привод, но работает всегда постоянно, независимо от покрытия дороги. Он хорошо подойдет для тех, кто постоянно ездит по скользким и сыпучим дорогам, где машину может занести. В такой системе, полный привод обязательно оснащен межосевым и межколесным дифференциалом, 4 колеса вращаются всегда.

Систему постоянного полного привода Full-Time 4WD также ставят на спортивные машины, чтобы у тех была лучшая динамика, разгон и управляемость. Такой постоянный привод дает возможность улучшить динамику разгона авто и его управляемость при езде по скользкой дороге.

Примеры внедорожников с различными вариантами полного привода.

УАЗ Патриот

УАЗ Патриот имеет постоянный привод на заднюю ось, подключается привод на переднюю ось. Межосевого дифференциала у него нет.

Niva 4×4

Нива 4×4 постоянный привод идет на обе оси, но есть межосевой дифференциал, который можно блокировать.

Reno Duster

Рено Дастер постоянный привод идет на переднюю ось, а на заднюю ось он подключается через муфту.

Полноприводным внедорожником может по-настоящему называться только Нива. Дастер катается большую часть времени как переднеприводный автомобиль, а УАЗ Патриот как заднеприводный. Но у этих автомобилей есть особенность: даже при отключенных осях, передней на Патриоте и задней на Дастере, элементы трансмиссии у этих авто все равно вращаются. На УАЗе крутятся полуоси переднего моста и кардан на Дастере — задний редуктор, приводы задних колес и кардан. Эти детали шумят и дополнительно расходуют топливо.

Если подключить полный привод на УАЗ Патриот на сухом асфальте, то это приведет к тому, что задние колеса будут пробуксовывать, потому что крутящие моменты не одинаковы и их выровнять некому, так как нет межосевого дифференциала. А вот если ехать на Ниве 4×4 и межосевой дифференциал не блокировать, то на все 4 колеса моменты будут подаваться одинаковые. Поэтому Нива и не будет пробуксовывать на асфальте. А если на Ниве заблокировать межосевой дифференциал, то Нива, как и УАЗ, на хорошей дороге и в поворотах будет слегка пробуксовывать. Будут пробуксовывать передние колеса относительно задних. Если на Рено Дастер муфту поставить в режим lock, то есть заблокировать, подключив задний мост, то это приведёт к пробуксовке на хорошем покрытии.

Что будет, если на этих трех машинах ведущее колесо зависло в воздухе?

На УАЗе, если дифференциал не заблокирован, машина встанет, если заблокировать дифференциал, машина поедет. На Ниве если дифференциал не заблокирован, машина встанет, если заблокировать межосевой дифференциал, то машина поедет. У Рено Дастер если коробка стоит в положении 2WD машина встанет, если положение муфты авто или lock, подключается задний мост и машина поедет.

Поэтому, любая схема 4×4 лучше, чем обычная схема 4×2. Многим людям иногда необходимо, чтобы была возможность подключать полный привод. Что в действительности бывает крайне редко.

Поделиться