Системы безопасности в гоночном автомобиле

Системы безопасности в гоночном автомобиле

21/10/2022 0 Автор Лысьев Алексей

Не секрет, что большая часть любви и страсти к автоспорту исходит от ощущения опасности при езде на экстремальных скоростях.

    Необходимость в правилах техники безопасности и развитии систем безопасности возникла во второй половине 20 века, когда спортивные гонки набирали обороты. Усилия по обеспечению максимальной безопасности, либо за счет безопасности автомобиля, либо защиты водителя, продолжаются и по сей день.

    Для гоночного автомобиля и его водителя базовое оборудование для обеспечения безопасности означает наличие каркаса безопасности, гоночного сиденья и ремней безопасности, гоночного костюма и шлема, системы пожаротушения и предохранительных замков капота.

Каркас безопасности

     Роль каркаса безопасности заключается в обеспечении дополнительной жесткости кузова, что в случае опрокидывания автомобиля или сильного удара значительно увеличивает шансы водителя остаться невредимым.
    Конструкция каркаса безопасности варьируется в зависимости от его назначения и типа соревнований.
    Как следует из названия, это пространственная конструкция, представляет собой переплетение из труб в виде каркаса, установленных внутри автомобиля. Различают сборно-разборные каркасы с креплением труб на болтах и более качественную конструкцию в виде сваренного каркаса, что повышает прочность соединений. Существуют различные материалы, которые можно использовать для изготовления каркаса безопасности: углеродистая сталь, хромомолибденовая легированная сталь и новейшие технологии, в которых используется износостойкая сталь серии HARDOX. Все эти материалы имеют отличные характеристики в смысле устойчивости к гофрированию, разрыву и изгибу.
    История каркасов безопасности восходит к первой половине прошлого века, после развития сельскохозяйственной механизации, когда опрокидывание трактора приводило к серьезным травмам водителей. Шведское правительство первым ввело обязательный каркас безопасности на тракторах в 1959 году. Однако только в 1971 году каркасы безопасности стали обязательными для всех гоночных автомобилей.

Спортивное сиденье и ремень безопасности

     Спортивное сиденье, иногда называемые «ковшами», спроектированы в соответствии с формой человеческого тела. Они крепятся к раме автомобиля для дополнительной безопасности. Помимо надежного удержания тела водителя в одном положении, такие сиденья предназначены для облегчения сопротивления перегрузкам при прохождении поворотов и ускорении.

    Дополнительной системой защиты водителя является так называемый гоночный ремень безопасности определённой ширины и устойчивости к разрывам. Ремень крепится к раме автомобиля в 4, 5 или 6 точках.
    Гоночные сиденья и ремни безопасности обеспечивают гораздо большую безопасность, чем любое другое сиденье водителя или пассажира в любом стандартном автомобиле, оснащенном подушками безопасности и ремнями безопасности. Однако представьте, что вы сидите в одном и том же положении каждый день, иногда часами, и не можете двигаться? Отсутствие комфорта является причиной того, что такие решения не используются в гражданских автомобилях.

Гоночный костюм и шлем

    Гоночный костюм водителя изготавливается из огнестойких материалов, целью которого является предотвращение ожогов кожи до тех пор, пока водитель, находящийся в сознании, не успеет покинуть горящее транспортное средство (а это около 16 секунд). Когда мы говорим «гоночный костюм», мы имеем в виду комбинезон, перчатки, капюшон, нижнее белье, носки и обувь.
    Наиболее часто используемый материал для гоночных костюмов – номекс. Он также используется для изготовления костюмов для пожарных.
    Наряду с костюмом обязательно наличие защитного шлема. В настоящее время на крупных автомобильных гонках шлемы моделируются по размеру головы водителя. Несмотря на то, что они кажутся прочными и тяжелыми, современные шлемы весят всего 1–1,5 кг, что помогает снизить нагрузку на мышцы шеи и плеч при экстремальных перегрузках.

Система пожаротушения

    Система пожаротушения присутствует на раллийных автомобилях. Она сделана из трубок, которые тянутся по всей длине автомобиля. Система трубок подключена к центральному блоку, содержащему огнезащитные вещества, который активируется простым нажатием кнопки.
    Автомобили для других видов соревнований, таких как кольцевые гонки и туристические путешествия на автомобилях, имеют огнетушитель, прикрепленный к транспортному средству на креплении, которое легко доступно водителю или штурману.

Предохранительные замки капота

    Обычные замки капота запрещены на гоночных автомобилях, потому что при ударе они легко деформируются, в результате чего капот открывается. Это снижает видимость и ставит под угрозу безопасность водителя. Предохранительные замки капота имеют более простую конструкцию и не открываются никаким ударом.

Поделиться