Турбокомпрессор – как за ним ухаживать?

Турбокомпрессор – как за ним ухаживать?

14/11/2020 0 Автор Лысьев Алексей

Всё более распространённое уменьшение габаритов (уменьшение объёма двигателя) в сочетании с высокими ожиданиями возможностей автомобиля требует от производителей автомобилей использовать силовые агрегаты с турбонаддувом. Это касается и бензиновых вариантов. Поскольку турбокомпрессор – дорогостоящий и деликатный элемент, хорошо знать, как управлять автомобилем, чтобы компрессор прослужил как можно дольше.

Турбокомпрессор – это, грубо говоря, две лопатки, соединённые общим валом. Первый из них – турбина установлена в выхлопной системе и приводится в движение выхлопными газами, выбрасываемыми двигателем. Второй пропеллер — компрессор всасывает воздух из атмосферы, сжимает его и впрыскивает в двигатель (во впускной коллектор). В связи с тем, что воздух, вводимый в камеру сгорания, находится под более высоким давлением, чем воздух, его можно подавать в больших количествах. Это позволяет двигателю с турбонаддувом работать более эффективно.
Хотя турбокомпрессоры различаются по своей конструкции, можно выделить два основных типа: постоянная и изменяемая геометрия лопастей. Второе решение, чаще всего обозначаемое аббревиатурой VGT, характеризуется изменяемым углом наклона лопаток, направляющих выхлопные газы, что позволяет регулировать давление наполнения.
Благодаря этой технологии в значительной степени устраняется эффект, называемый «турбонаддувом» (период между нажатием газа и достижением турбонагнетателем соответствующего давления воздуха).
Принцип работы турбокомпрессоров кажется достаточно простым, но, к сожалению, эта часть двигателя не защищена от дефектов. Аварии из-за дефектов конструкции или обычного износа элементов случаются редко. Чаще всего это происходит из-за неправильной работы автомобиля с турбиной или халатности в обслуживании.

Признаки выхода из строя турбокомпрессора:

  • уменьшение масла в двигателе, попадание масла во впускные коллекторы;
  • повышенный расход масла;
  • заметное снижение мощности двигателя;
  • чёрный или белый (серый) дым выходит из глушителя;
  • ярко выраженный «свист» при разгоне;
  • ощутимый запах горелого масла.

Типичная проблема, с которой сталкиваются владельцы дизельных автомобилей с турбонаддувом, также называется «наддув двигателя». При попадании моторного масла в результате утечки турбонагнетателя во впускной коллектор и оттуда в цилиндры может воспламениться. В результате двигатель будет увеличивать обороты холостого хода даже после извлечения ключа зажигания! Затем двигатель работает на масле, поступающем из турбины.

В современных автомобилях чаще всего есть решения, позволяющие избежать подобных ситуаций (например, клапаны во впускном коллекторе). Однако в старых типах двигателей результатом может быть полное разрушение двигателя из-за вмешательства в работу. Существуют разные идеи для остановки двигателя (засорение воздухозаборника, засорение глушителя, перерезание шлангов, подающих масло или воздух). Однако самый надёжный способ – включить высшую передачу и, нажимая на тормоз, отпустить сцепление. После этой операции нельзя запускать двигатель снова!

Основные правила эксплуатации автомобиля с турбокомпрессором:

1. Регулярная замена масла.

Компрессор вращается со скоростью, превышающей десять тысяч оборотов в минуту, что вызывает большую нагрузку на некоторые элементы. Правильная смазка и охлаждение необходимы для их более длительного срока службы, в котором моторное масло играет большую роль. Однако следует учитывать, что работая при очень высоких температурах, оно очень быстро теряет свои свойства. Поэтому необходимо помнить: масло должно иметь соответствующие параметры, его уровень необходимо регулярно проверять и менять после определённого пробега, желательно меньшего, чем рекомендовано в сервисной инструкции, особенно для автомобилей с много километров пробегом. При замене масла необходимо также заменить масляный фильтр, задача которого, в частности, заключается в улавливании любой грязи, например, накипи.

2. Регулярная замена воздушного фильтра.

Поскольку турбокомпрессор является устройством, чрезвычайно чувствительным к правильной работе, несомненно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы двигатель оставался чистым. Важным и регулярным сервисным мероприятием в связи с этим является замена воздушного фильтра и проверка герметичности всасывающей системы. Даже небольшое количество грязи в системе может помешать правильной работе турбокомпрессора и вызвать его выход из строя.

3. Медленный старт.

Одно из правил вождения автомобиля с турбонаддувом – избегать резкого запуска и динамичной езды сразу после запуска двигателя. Необходимо время, чтобы масло достигло всех частей двигателя. В противном случае отсутствие надлежащей смазки, например, подшипников, может привести к их быстрому износу.

4. Износ турбины.

После долгой и напряжённой езды (например, при выезде с шоссе и остановке на стоянке) не стоит сразу выключать двигатель. Необходимо дать время (от десяти секунд до двух минут), чтобы скорость турбины снизилась. Сразу после остановки двигателя масляный насос прекращает работу, а лопатки турбины продолжают вращаться. Когда масло не достигает подшипников и других деталей, это может привести к перегреву элементов и сокращению их срока службы.

5. Избегать езду на очень низких скоростях.

Что интересно, турбокомпрессор не любит очень деликатную езду (на очень малых оборотах). В случае турбины с изменяемой геометрией скопившаяся сажа и сажа могут блокировать лопасти, которые не могут изменять положение и регулировать количество подаваемого дымового газа. После увеличения скорости давление наполнения может быть слишком высоким и повредить компоненты турбокомпрессора.

6. Плотность системы

Хотя смазка кажется наиболее важной ,с точки зрения ресурса турбин, при обслуживании автомобиля не следует забывать проверять герметичность всей системы впуска. Все соединения, трубы, шланги и впускной коллектор важны. Долговечность турбины во многом зависит от чистоты подаваемого топлива и воздуха, поэтому необходимо позаботиться о плотности всей системы.

turbocharger-turbo-tuning

Ремонт турбины.

Суммы в несколько тысяч за новый турбокомпрессор могут напугать даже более состоятельных водителей. К счастью, поломка турбины не всегда так дорого обходится. В большинстве случаев есть шанс на ее выздоровление. Надо помнить, что ремонт турбины – это не только замена или ремонт повреждённого элемента, но и правильная диагностика причины и ее устранение. Замена масла также является обязательной, что также увеличивает расходы.
Независимо от того, решит ли водитель купить новый турбокомпрессор или отремонтировать его, если он не будем следовать основным правилам эксплуатации автомобиля с турбокомпрессором, владелец рискует повторить проблему. Поэтому лучше вовремя ознакомиться с этими правилами и применять их, чем плакать при получении счёта от слесаря.